Русская литература


_______________________________________________________
Список произведений для внеклассного чтения в 4 классе

«Былины» (в пересказе для детей И.В. Карнауховой).
Н.А. Кун. «Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима».
А.С. Пушкин. «Стихи и сказки».
П.П. Ершов. «Конёк-Горбунок».
П.П. Бажов. «Малахитовая шкатулка»
Братья Гримм. «Сказки». 
Х.-К. Андерсен. «Сказки». 
Дж. Родари. «Сказки».
В. Бианки. «Лесная газета». «Лесные сказки и рассказы».
Г.А. Скребицкий. «В лесу и на речке». «Всяк по-своему», рассказы о природе.
К.Г. Паустовский. «Барсучий нос». «Кот-ворюга».
Э. Сетон-Томпсон. Рассказы о животных.
Л. Давыдычев. «Лёлишна из третьего подъезда» (повесть).
В. Крапивин. «Та сторона, где ветер…» (повесть).
Л. Петрушевская. «Сказка о часах».
Т.Ш. Крюкова. «Чудеса не понарошку» (повесть-сказка).
С. Лагерлёф. «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» (повесть-сказка).
А. Линдгрен. «Пеппи Длинныйчулок» (повесть-сказка).
Л. Бессон  «Артур и минипуты» (повесть-сказка).
А.А. Усачёв. «Чудеса в Дедморозовке» (повесть-сказка).
О.В. Никольская. Приключения агентов «КолбаФирЖик».
Е. НЭММ. «Большое представление для Сонечки».
А. Ивич. «Приключения изобретений».
М.А. Курячая. Химия в картинках.
Г. Е. Ганейзер. География в картинках.
М. Ильин. «Рассказы о вещах».
М. Ильин, Е. Сегал. «История карандаша», «История тетрадки».
Что такое. Кто такой: В 3-х томах (Энциклопедия для детей).
Сборник «Времена года»: стихи, рассказы, сказки (для младшего школьного возраста).
Сборник «Лесные хоромы»: рассказы, сказки, стихи, загадки (для младшего школьного возраста).
Приметы осени (стихи для детей).
Н.А. Некрасов. «Зелёный шум» (стихи для детей).
С.А. Есенин. «Черёмуха» (стихи для детей, серия «Мои первые книжки»).
Т.И. Краснова-Гусаченко. Край родной, любимый.


ТЕМА УРОКА: БАСНИ И. КРЫЛОВА,  Л. ТОЛСТОГО, С. МИХАЛКОВА.



Л. ТОЛСТОЙ. БАСНИ «ОСЁЛ И ЛОШАДЬ», «ОТЕЦ И СЫНОВЬЯ», «ДВА ТОВАРИЩА», «КОМАР И ЛЕВ», «ЛЕВ И МЫШЬ», «БЕЛКА И ВОЛК» И ДРУГИЕ.
И. КРЫЛОВ. БАСНИ «КОТ И ПОВАР», «ВОЛК И ЯГНЁНОК», «КВАРТЕТ», «МАЛЬЧИК И ЗМЕЯ» И ДРУГИЕ.
С. МИХАЛКОВ. БАСНИ «ГРИБЫ», «БОЛЬШАЯ КОСТЬ», «ТИХИЙ ВОДОЁМ», «АИСТЫ И ЛЯГУШКИ», «ДВА ТОЛСТЯКА И ЗАЯЦ», «ХОЧУ БОДАТЬСЯ», «БЕЛЫЕ ПЕРЧАТКИ» И ДРУГИЕ.


ЗАДАНИЕ К УРОКУ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ:  
ПОДГОТОВИТЬ УСТНЫЙ РАССКАЗ О КНИГЕ, ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ БАСНИ ПО ВЫБОРУ.

В ПОМОЩЬ УЧАЩИМСЯ:

Проверка навыка чтения во втором полугодии

Текст №1. Ливень
Проливной дождь хлынул, как из ведра. И сад, и улица сразу потонули в ливневом потоке.
Куры стремительно кинулись в сарай. На дороге с обрывком ремня на шее металась заблудившаяся собачонка.
А гуси… гуси будто и не заметили, что начался дождь. Они спокойно пощипывали траву, важно переступая красными лапами. Только один гусак поднял голову и слушал, как дождь барабанил крупными каплями…
Потом гуси начали пить из лужи и, вытянув шеи, загоготали:
«Га, га-га-га …»
Какое удовольствие — хороший ливень!
84 слова (А. Тумбасов)
Текст №2. Вестница весны
Молчалив зимний лес. Тихо и в полях, покрытых сплошной снежной пеленой. Кажется, природа навсегда погрузилась в сон.
Но дни становятся длиннее. Сильнее пригревает солнышко. Постепенно леса и поля пробуждаются, наполняются птичьими голосами.
В ясный мартовский день, когда на крышах начнет подтаивать снег и зазвучит первая капель, в парке послышится веселый голос.
«Ци-фи ци-фи», — точно маленький молоточек отбивает по стальной наковальне. Это большая синица, большак. И хотя кругом еще снег, можно уверенно сказать: весна пришла!
79 слов (В. Флинт)
Текст №3. Помощник
Алеша слыхал, что есть люди с золотыми руками. А вот Алешины руки папа называл деревянными. Почему?
Алеша всем хотел помочь. Понес он поднос с чашками — полетели на пол осколки. Взялся мальчик сменить в люстре лампочку. Табуретка выскочила, и Алеша повис, как воздушный гимнаст. Стал Алеша картину на стену вешать. Первый же удар молотка пришелся по стеклу.
Мама назвала Алешины руки каменными. Они бьют все, к чему прикасаются.
Но вот папа принес большой сверток. Там лежали стамеска, напильник, сверло, долото.
— Эти инструменты обязательно вылечат твои руки — сказал отец.
(87 слов. По Е. Елинсону)
Текст №4. Первый снег
Падает мягкий снег. Он сыплется крупными хлопьями, ложится на землю, на крыши домов, одевает в пушистые рукавицы ветви деревьев и кустов.
Если выйти в сумерки и снегопад за околицу — такая кругом тишина, кажется, все живое замерло, спит непробудным сном.
А наутро все бело кругом. Хорошо в такой тихий денек в лесу. Вы идете по узкой лесной тропинке. С обеих сторон над ней нависают мохнатые белые ветви деревьев.
Где-то невдалеке стучит дятел, выколачивая из шишки крылатые семена, да попискивают, перелетая с дерева на дерево, хлопотливые синицы.
(85 слов. По Т. Скребицкому)
Текст №5. Журавль
Радостно слышать весною крики журавлей в небе. Прилет журавлей обещает близкое тепло. Любит этих птиц наш народ. Много сказок и песен сложил он о журавлях.
Журавль очень высок на ногах. У него большие крылья и длинные перья. Клюв журавля крепкий и острый.
Гнездо журавль вьет прямо в ямке на поле. На сухую траву журавлиха кладет два крупных яйца. Молодых журавлят родители уводят в кусты или в камыши.
Раненый журавль бросается на спину и бьет собаку ногами и клювом. Один охотник потерял глаз, когда хотел схватить раненого журавля.
Теперь охота на журавлей в нашей стране запрещена. 
(95 слов. По С. Аксакову)




Басня – жанр литературы.
Басня – короткий поучительный рассказ в стихах или прозе с четко сформулированной моралью.

Особенности басни:
1.     Короткий рассказ.
2.     Часто стихотворный.
3.     Две части.(основное повествование и мораль)
4.     Герои – чаще животные.
5.     Диалог.
6.     Сатирическое изображение.
Олицетворение. (прием придания животным, неодушевленным  предметам человеческих способностей: мыслей, чувств, переживаний и речи) 


Сказка – это жанр литературы.

Сказка – это небольшое произведение, вымышленная история с вымышленным сюжетом, вымышленными героями и предметами.

Особенности сказки:
1.     Наличие вымысла – невероятные события, сказочные герои и волшебные предметы.
2.     Зачин.
3.     Концовка.
4.     Троекратные повторы.
5.     Мораль (чему учит) – поучительность.
6.     Добро побеждает зло.


Рассказ – это жанр литературы.

Рассказ - это повествовательное произведение.

Особенности рассказа:
1.     Небольшой объём.
2.     Изображаются кратковременные события.
3.     Небольшое количество героев.
4.     Одна сюжетная линия, часто – это судьба главного героя.
5.     В рассказе повествуется об  одном или нескольких важных  эпизодах из жизни человека.
В рассказе повествование ведётся от одного лица. Это может быть рассказчик, герой или сам автор.

Стихотворение – это жанр литературы.

Стихотворение – это небольшое произведение, созданное по законам стихотворной речи, в котором автор выражает свои чувства и переживания.

Особенности стихотворения:
1.     Короткие строки, записанные столбиком.
2.     Есть рифма. (созвучие окончаний)
3.     Есть ритм. (звучание, образующееся упорядоченным повторением слогов)
4.     Деление текста на строфы.
5.     Показываются чувства и переживания.


Сказка "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка"

В.М.Гаршин "Лягушка - путешественница"



Ф.В.Одоевский "Мороз Иванович"



М.Горький "Случай с Евсейкой"



К.Г.Паустовский "Растрепанный воробей"



Стихи А.А.Блока. 








И.С. Соколов-Микитов "Листопадничек"



В.В.Бианки "Мышонок Пик"



А.И.Куприн "Слон"



Б.С.Житков "Про обезьянку"



"Энциклопедические серии книг"

К уроку необходимо:
1) прочитать как можно больше информации из разных энциклопедий;
2) подготовить представление (рекламу) своей любимой энциклопедии, т.е. рассказать кратко (2-4 предложения) о её содержании, чем она интересна. Энциклопедию обязательно принести на урок;
2) составить задание для игры "Чёрный ящик", пользуясь сведениями из энциклопедии. Принести на урок либо сам загадываемый предмет, либо его изображение. Отгадку детям до урока не говорить.
Пример задания:
Этот предмет в древности люди называли "яблоками бессмертия" и считали, что сочные душистые плоды предохраняют людей от болезни и старения. Какой предмет лежит в "Чёрном ящике"?
Из "Чёрного ящика" достаётся или сам апельсин, или картинка с его изображением.

После этого учащийся пересказывает об апельсине информацию, которая размещена в его энциклопедии. На пересказ потратить не более 2 минут.

1. Подумайте о том, какие ассоциации (представления) вызовет у вас такое название рассказа. О чём может быть этот рассказ?
Вспомните просмотренный ранее мультфильм "Страшная история". Вы читали биографию Е. Чарушина. Есть ли у вас новые предположения о чем будет наш рассказ?

2. Работа над «трудными словами».
Но тут пришли папа с мамой. Они открыли крыльцо, вошли в дом, зажгли свет. Петя и Шура им всё рассказали. Тут мама с папой зажгли ещё одну лампу и стали смотреть по всем комнатам, во всех углах. Нет никого.
Пришли в сени. Вдруг в сенях вдоль стены кто-то как пробежит в угол... Пробежал и свернулся в углу шариком. Смотрят -- да это ёжик
Источник: http://charushin.lit-info.ru/charushin/rasskazy/strashnyj-rasskaz.htm
С4и


Он, верно, из леса забрался в дом. Хотели его взять в руки, а он дёргается и колет колючками. Тогда закатали его в шапку и унесли в чулан. Дали молока в блюдце и кусок мяса. А потом все заснули. Этот ёжик так и жил с ребятами на даче всё лето. Он и потом пыхтел и топал ногами по ночам, но никто уже его не боялся.

Ч5н



3. Интерактив

ТЕМА: КНИГИ В.ДРАГУНСКОГО

Биография писателя (видеопрезентация)

Рекомендуемая литература:

В. Драгунский. «Денискины рассказы», «Двадцать лет под кроватью», «Зеленчатые леопарды» и другие.

АУДИО КНИГИ ( В ПОМОЩЬ УЧАЩИМСЯ)

Задание к уроку внеклассного чтения

Подготовить рассказ о книге В.Драгунского по плану

ПЛАН УСТНОГО РАССКАЗА О КНИГЕ
1. Покажи книгу.2. Назови автора, художника, издателей.3. Назови героя или героев книги.4. О чем книга?5. Объясни, чем она тебя привлекла.6. Самое интересное зачитай.7. Вырази своё отношение к прочитанному.8. Если сможешь, поставь классу какой-нибудь интересный вопрос о книге или её авторе.


Тексты для проверки навыка чтения в 1 полугодии

Текст №1
Распушились в садах цветы. Загудели, засновали на солнечном свету пчелы. Садятся на венчики цветов, ощупывают их хоботком и потом срываются, летят поскорее к ульям. Томный запах разливается вечерами по улицам.
Словно в подвенечном наряде разметалась по лесным просекам черемуха. Надушилась, напудрилась. Обволакивает сладким ароматом. Не ломайте ее, друзья! Берегите эту красоту — для всех она предназначена!
55 слов (И. Коданев)
Текст №2. Тукан
Тукан — птица из Южной Америки. Удивителен своим необыкновенным клювом. Клюв у него несоразмерно большой. У некоторых туканов он длиннее самой птицы! А раскрашен многоцветно, словно радуга: оранжевый, красный, зеленый и желтый. У иных туканов до пяти разных тонов в окраске!
Тукан — не хищник. Ест фрукты и орехи, которые в изобилии растут в тех лесах, где он живет.
58 слов (И. Акимушкин)
Текст №3. Соревнования
У нас сегодня спортивный день. У нас — соревнования. Мы прыгаем через скакалку. Кто дольше всех проскачет, тот и победил. Лучше всех скакала Оля. Она победила.
А еще мы бегали по дорожке. Как только Марина Викторовна махнет красным флажком, надо бежать. Я прибежала самая первая. Мне дали приз: большую шоколадную конфету. Я не жадина. Конфету мы съели втроем? я, Миша и Катя.
62 слова
Текст №4. Сентябрь
Уже холодные туманы по утрам застилают низины, долины речек и ручьев. Однако к полудню солнышко все еще прогревает воздух, и тогда становится по-летнему тепло. Сентябрь — самый красивый месяц осени. В лесу неповторимая тихая торжественная прелесть. Особенно заметно отсутствие птичьих голосов. Разве только синица свистнет. Если же подует ветер, лес обрушит на нас водопад золотисто-багряных листьев. Они пестрым мягким ковром устилают землю.
65 слов
Текст №5. Ежи
Вот кто-то громко зашуршал в кустах. Еж проснулся — значит, день кончается. Расправил иголки, потянулся и пошел топать, шуршать прошлогодними листьями, искать червячков, личинок, гусениц. Роется в лесной подстилке, вынюхивает. Вдруг зафыркал, ощетинился иглами — значит, почувствовал что-то подозрительное. Иголки — надежная защита.
Да это мама-ежиха! Вон за ней колючими шариками катятся ежата. Им все интересно, все надо обнюхать, многому научиться, а к осени они станут взрослыми, самостоятельными ежами.
(71 слово. А. Тамбиев)
Текст №6. Ручей
В чаще леса, возле тонкой березки, родился весной ручей. Шустрый был ручей, совсем не уставал, бежал себе да бежал. Выглянул из-за куста заяц, потрогал лапой — журчит вода! Кружились над ручьем легкие снежинки последнего снега, до самого дна просвечивал его солнечный луч. И было от светлой журчащей воды хорошо.
Пришли в лес два мальчика. Младший воскликнул:
— Гляди-ка, ручей!
Воду ладошкой погладил малыш:
— Мал, ручеек, а славно журчишь!
(72 слова. А. Потапова)
Текст №7. Какие бывают дупла?
Каждое дупло в лесу — загадка. Умелый следопыт по следам разгадает дупляного жителя. Бывают дупла-ночлежки. В них проводят ночь белки, дятлы. Сыч днюет в дупле, а ночью летит на охоту. Бывают дупла-кладовые. В них белка прячет орехи. Куница положит про запас лесную мышь.
Бывают дупла-спальни. Всю зиму спит в дупле летучая мышь. Она проводит зимнюю спячку вниз головой. Всю зиму ничего не ест и не пьет.
Сколько дупел, столько загадок.

Ребята, начинаем читать рассказы Николая Носова.  

Н. Носов. "Приключения Незнайки и его друзей"здесь

Затейники

ПРИКЛЮЧЕНИЯ КОЛИ И МИШИ

Когда мы начинаем читать сказки Пушкина, то отправляемся в необыкновенный мир. Всем известно о любви Пушкина к русским народным сказкам, былинам, песням.  Рассказы этого великого писателя не могут не понравится.  Сюжеты своих сказок Пушкин брал в в основном не из книг, а из воспоминаний юности и детства, когда его любимая няня Арина Родионовна рассказывала ему свои сказки. 


Читать сказку онлайн

Смотреть

Сказка о попе и о работнике его Балде


Читать онлайн

Смотреть

Сказка о рыбаке и рыбке


Читать онлайн


Сказка о золотом петушке


Читать сказку онлайн


Смотреть

Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях


Читать онлайн

Смотреть

У лукоморья дуб зелёный




Читать онлайн

Смотреть



24 октября  внеклассное чтение по теме "Волшебные сказки"
Необходимо прочитать следующие сказки:

Марья Моревна
Царевна - лягушка
Здесь еще есть волшебные сказки  

ВАМ В ПОМОЩЬ!

Г.Х. Андерсен и его персонажи (видео)

Произведения Г.Х.Андерсена






Р. Киплинг (биография). Видеоурок

Произведения Р.Киплинга 




Вильгельм и Якоб Гримм

Произведения братьев Гримм

Произведения Ш.Перро







Д. Мамин-Сибиряк. Серая Шейка (мультфильм)

Д.Мамин -Сибиряк. Алёнушкины сказки. 

Сказка про храброго зайца...

Произведения Д.Мамина-Сибиряка




С.Т. Аксаков (рассказ о жизни писателя)

Произведения писателя




Мультфильм

Аудиосказка
















Комментариев нет:

Отправить комментарий